Шахматы — это не просто интересная игра, позволяющая увлекательно провести свободное время. Она способна принести дошкольникам разностороннюю пользу:
Совершенствует логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
Развивает память и пространственное воображение.
Вырабатывает усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
Игра в шахматы всегда подразумевает соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
При креативном подходе педагога, игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
Воспитывает самостоятельность в принятии решений.
Данная настольная игра предполагает совместную детскую деятельность, поэтому способствует социализации, развитию навыков общения, приучает дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шахматы — это тихая игра, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.
Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня мы, педагоги активно приобщаем ребят к играм в шахматы. Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.
На занятиях в кружке «Шахматное королевство» воспитанники познакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, научатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах шахматной доски. Также используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на шахматной доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности.